Всё началось с одуванчика на нашей предыдущей экскурсии...
Во-первых, мы рады были маленькому "солнышку" на земле.
Во-вторых, нас очень удивило, что он рос, прекрасно себя чувствовал и даже расцвёл в самых неподходящих местах: между камней и возле фундамента на бетонной отмостке.
Так и родилась идея нашего первого маленького проекта, старт которого мы приурочили ко Дню Земли. Оформляя заметку о весенней экскурсии, уже тогда была отсылка к нашей предстоящей работе: "Мы тоже скоро займёмся посадкой, но это будет уже совсем другая история. Продолжение следует..."
И вот мы "созрели" для маленького наблюдения за великой силой природы. Приглашаем понаблюдать вместе с нами.
Те самые одуванчики. Один пробился из-под фундамента прямо на бетонной отмостке, второй вырос среди груды камней и щебня, где так же нет почвы. У детей возник вопрос: "Как ?" Чуть позже, отойдя от удивления, они пояснили, что в это короткое слово они вложили:
- КАК смогли пробиться ростки сквозь бетон и камни?
- КАК они смогли развиваться без почвы? (И прекрасно, кстати, развиваться, т.к. внешне они ничем не отличались от своих собратьев, растущих в более благоприятных местах)
Сперва выбрали направление, по которому будем двигаться и поставили цель: выяснить, как маленькие ростки пробиваются сквозь преграды на своём пути. Дело даже не конкретно в одуванчике. В ходе предварительной беседы ребята поделились своими жизненными наблюдениями. Среди тротуаров и асфальта, на бетонных плитах неоднократно замечали и другие растения: ромашки, злаковые, бобовые, различные виды кустарников и деревьев. Даже наблюдали на крышах многоэтажных домов маленькие деревца берёз.
Затем мы попробовали предположить, откуда берутся силы у маленького ростка, чтобы пробиться сквозь покрытие, которое и человек порой не способен с одного удара молотком разбить.
Из общего числа версий выделили более правдоподобные:
- росток способен разрушить даже самые прочные покрытия;
- росток пробивается сквозь уже имеющиеся трещины и щели.
Мы прекрасно понимали, что это наблюдение не может быть краткосрочным. На его реализацию у нас уйдёт не час, не день, не неделя. Итак, мы запасаемся терпением и приступаем.
Ни сквозь бетон, ни сквозь асфальт мы не сможем что-либо рассмотреть, поэтому используем приемлемые подручные средства:
семена фасоли 3-х видов, вата, файл, пульвелизатор для цветов, скотч, ножницы.
Сперва мы рассмотрели фасоль. Она была разная по цвету и размеру.
Образец №1 у Маши и Матвея - мелкие, практически чёрные семена.
Образец №2 получили Ксюша и Алиса - двухцветные и самые крупные.
Образец №3 у Златы и Кирилла - светло-коричневые среднего размера фасолинки.
P.S. За образцы мы переживаем, т.к. приобретены они в продовольственном, а не семенном магазине и всхожесть материала не может быть гарантирована. Но тем интереснее становится эксперимент.
Размещаем нашу фасоль на достаточно плотном слое ваты с одной стороны полотна.
Почему мы остановились именно на вате? Этот достаточно лёгкий и мягкий материал на самом деле обладает удивительной плотностью: попробуйте разорвать слой. Тонкие волокна тщательно переплетаются между собой, что затрудняет разрыв. В нашем эксперименте важно ещё наблюдать за результатами, а белый полупрозрачный цвет нам в этом поможет. Можно, конечно, использовать марлю или бинт, но плотность ткани будет значительно меньше, а значит и сопротивление всходам уменьшится, что не приведёт к ожидаемым результатам.
Теперь воспользуемся пульвелизатором и очень тщательно смочим вату с семенами обычной водопроводной водой.
Накрываем семена второй частью ватного полотна, ещё раз тщательно увлажняем с двух сторон и отправляем наши импровизированные сендвичи в файл.
А сейчас мы создадим в нашем файле парниковый эффект. Для этого закроем верх файла по принципу конверта и хорошо запечатаем скотчем.
Ну а сейчас нужно выбрать подходящее место для доступного для всех желающих наблюдения. Файл как раз обеспечит прозрачность. Самое оптимальное место - окно. Для удобства наблюдения закрепили рядом образцы семян.
Ну а теперь запасаемся терпением и наблюдаем.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий