7 окт. 2021 г.

Значение и охрана воды

Вода – важнейшая составляющая среды нашего обитания, второй по значимости компонент (после воздуха), постоянно необходимый для роста и развития растений, для обеспечения жизнедеятельности всех организмов, в том числе и человека.

Нет на планете более ценного вещества, без которого существование живой природы просто невозможно. Если на смену металлам приходят пластмассы, растительные и животные белки,  жир заменяются синтетическими, даже вместо обычного воздуха в некоторых случаях пригодна искусственная смесь газов, то воду заменить невозможно. Она имеет исключительное значение, а так как с каждым годом люди потребляют её всё больше, а из-за смены климата естественные источники мельчают и порой пересыхают, то охрана воды - важнейшая задача современного мира. 

Попробовали заглянуть с ребятами вглубь проблемы и приглашаем вас понаблюдать за нашими экспериментами. 

Сперва поговорили о значении воды. Ребята выдвигали массу разных версий, но единогласно сошлись во мнении, что первостепенно восполнение запаса воды в живых организмах. Так же водоёмы - среда обитания водных живых организмов. Гигиенические процедуры, приготовление еды, стирка, земледелие, гидроэлектростанции, тушение пожаров, перевозка грузов и пассажиров и масса иных версий. 

Попробовали выяснить, любая ли вода может быть пригодна для питья. Можно ли пить воду из рек и озёр? Класс разделился во мнениях. Большинство настаивали на том, что пить можно только бутилированную воду, часть утверждало, что водопроводная и колодезная вода тоже пригодны для утоления жажды, несколько человек предположили, что пить можно и из рек, озёр, если вода в них прозрачная. 

По последнему предположению проведём эксперимент. Смоделируем речную/озёрную воду. В водопроводную воду насыпаем почву и перемешиваем (дно ведь песчаное, часто с примесями). Поинтересовалась у ребят, возникает ли у них желание попробовать эту воду? Оказалось, что желающих нет. 


Пока продолжаем обсуждения, вода успевает отстояться, песчинки осели на дно стаканчика. Но и в таком виде эту воду никто не хотел пробовать: на поверхности плавали несколько соринок, а на дне был песок. 

Продолжаем... Вспомнили прошлогодний эксперимент со снежком. Тогда мы закрепили на стаканчике влажную салфетку, чтобы она была своеобразным держателем для лучшего наблюдения. А когда весь снег растаял, то салфетка оказалась фильтром, на котором задержалась невидимая ранее грязь. Ребята предложили повторить и отфильтровать воду. От слов переходим к делу. Вот только берём не одну, а две салфетки для надёжности и каждую сворачиваем в 4 слоя. Получился 8-мислойный фильтр. Закрепляем на пустом стаканчике резинкой. 


Осторожно, не взбалтывая, переливаем воду, осадок оставляем. 

Наблюдаем за результатом (стаканчик деформировался резинкой во время сооружения фильтра, но на ход эксперимента эта непредвиденная неприятность не повлияла)


Вода чистая, примесей нет, но цвет желтее изначального. На фильтре осталась вся грязь. 
Сделали вывод, что воду из прозрачного пресноводного водоёма можно пить в исключительных случаях, когда есть реальная угроза жизни от обезвоживания при условии предварительной многослойной фильтрации. 
А вот ответ на предположение на счёт водопроводной воды ищем в интернете ибо лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот что мы нашли (изношенные водопроводные трубы в разрезе)


Увидев это изображение, ребята сделали однозначный вывод, что никогда не будут пить воду из-под крана. Несколько человек сообщило, что дома на кранах у них установлены хорошие фильтры и поэтому вода пригодна для питья. С этим аргументом сложно не согласиться. 
Никаких споров не возникло на счёт колодезной и бутилированной воды. Мной была озвучены условия: колодец должен быть постоянно действующим и  имеющим специальное разрешение на использование от санстанции. 

Далее мы поговорили об охране воды. А так как доступная в классе у нас вода есть в двух источниках, то и поговорили сегодня о них.
Бутилированная вода. Наливаем в стаканчик столько воды, сколько можем выпить. 
А вот с водопроводной водой предложила поэкспериментировать. Но в чём заключается суть эксперимента попросила догадаться ребят самостоятельно, сообщив, что сейчас я разрешу ребятам сделать то, чего раньше не позволяла. И тут посыпались версии: обливаться, пить, полить цветы  на шкафах, помыть на уроке доску, пол, парты и много ещё разных догадок, одна интереснее другой. Я почему-то была уверена, что разгадка на поверхности. И только спустя некоторое время Алиса робко предположила, что мы не закроем кран. 
Верно, мы его просто не полностью закроем, организовав "капель".
Много это иль мало, ежели капает вода из крана?
Сперва берём непрозрачную тару. Для этого подошла ваза, сделанная в технике декупаж. Арсений убедился сам и продемонстрировал ребятам, что она полностью пустая. Отправляемся к крану и регулируем кран, чтобы вода только капала. 


Эксперимент стартовал в начале следующего урока, чтобы понаблюдать, сколько натечёт воды за 1 час. 

По прошествии этого времени закрываем воду и пробуем предположить, сколько воды успело натечь. Попросила ребят показать, какой объём воды они ожидают увидеть в вазе. 


Кто-то показывал "на донышке", а кто-то прогнозировал заполнение всего объёма. Поэтому взяли 4 пластиковых стаканчика, чтобы можно было разлить в этом случае всю воду. 



За 1 час воды накапало практически полный стаканчик. За 4 часа наполнилась бы вся ваза, за сутки - 6 таких ваз, а это уже большая часть ведра. Недели, месяцы, годы... Если люди не будут бережно относится к водным ресурсам, то они очень быстро иссякнут и человечество будет на грани вымирания. Обладая такой информацией, ребята попытались решить, как мы можем использовать воду из эксперимента. Если просто выльем в раковину, то утратиться весь смысл опыта. Выход, на удивление, нашёлся моментально: можно полить цветы! Что мы и сделали. 


БЕРЕГИТЕ   ВОДУ!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий