15 окт. 2021 г.

Изучаем почву

И вновь следуем народной мудрости: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Исследуем, экспериментируем, наблюдаем...
Пробуем определить тему урока по находящимся на партах предметам  (в пластиковых стаканчиках песок  и покупной почвогрунт для рассады, обычные тетрадные листы). Ребята выдвигают версии: изучать будем землю, песок, почву. 

Внимательно изучив содержимое стаканчиков, приступаем к обсуждению. 
Песок состоит из мелких, однородных крупиц, похожих на крохотные камешки. Сухой песок очень хорошо рассыпается, образуя ровную поверхность. Влажный  хорошо держит форму (дети в песочнице и на пляже делают куличики специальными формочками, скульпторы творят недолговечные песочные композиции).

Почва рыхлая, тёмная, состоит из неоднородных частиц, различных по форме и размеру. Заметили мелкие крупицы  как у песка, продолговатые "ниточки", соринки. Сухая почва не распределяется ровным слоем на поверхности, влажная плохо держит форму, легко рассыпается из-за своей неоднонодности. 


Класс превратился в лабораторию с тремя исследовательскими группами (по рядам). 

Первый ряд размещает свои образцы на подоконник и накрывает сверху листками бумаги. Планируем увидеть наличие влаги. Мы с прошлогодних экспериментов знаем, что при нагревании солнечным светом вода начинает испаряться и образуется конденсат. 


Вторая группа пробует доказать наличие воды в почве  физическим воздействием. 
Насыпаем почву на один лист бумаги, накрываем его другим и хорошенько прижимаем. 


На листке проявились влажные пятна, а это значит, что в почве содержится вода. 

Остальные ребята выступили за чистоту эксперимента и изъявили желание убедиться в достоверности



Третий ряд доливает воду в стаканчики с почвой



На поверхности воды сразу же появились пузырьки, которые свидетельствуют о наличии воздуха в почве. Так же всплыли более лёгкие "соринки". 



Далее под неусыпным оком наблюдателей мы хорошенько перемешиваем содержимое стаканчиков ...

и оставляем для дальнейшего наблюдения...

А пока пробуем разобраться, что же за соринки мы заметили? Это перегной, состоящий из перегнивающих остатков отмерших частей растений. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве, благодаря ему она становится более плодородной, насыщенной органическими удобрениями, рыхлой, обогащённой кислородом.
В конце урока заканчиваем эксперименты и подводим итоги

1 группа доказала наличие воды в почве. Как и предполагалось, под действием тепла солнечного света тёмная почва стала нагреваться, начался процесс испарения. Из-за препятствия выхода влаги в виде пара (крышечки-листочки) на стенках стаканчика начал образовываться конденсат. Так же доказали в почве наличие воздуха. Между комочками земли был замечен конденсат, значит там есть пустое пространство. А мы знаем, что на нашей планете все наземные пустоты заполнены воздухом. Плюс ко всему нам известно, что в почве живут различные живые организмы, которым необходим кислород. 

2-я группа в течение урока доказала наличие воды в почве быстрым способом. 

3-я группа практически мгновенно доказала наличие воздуха и перегноя. Но обратим внимание на отстоявшуюся воду. 


Вверху по-прежнему плавали лёгкие соринки (не полностью перегнившие отмершие части растений), вода окрасилась в коричневый цвет и непригодна для питья. Но больше всего нас заинтересовал неоднородный осадок. В самом верху разместились более тяжёлые частицы перегноя, чуть ниже - песок, с которым в начале урока мы сравнивали почву, а на самом дне - небольшой слой плотного вещества, похожего на песок, но трудно перемешиваемый. Это  глина. С ней ребята познакомятся чуть попозже. 

ИТАК, сегодня мы узнали, что почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Плодородие - её главное свойство. 
Доказали, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина. Почва тесно связывает живую и неживую природу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий