5 окт. 2022 г.

Практикум "Ориентирование по Солнцу и местным природным признакам"

 Компас помогает людям ориентироваться на местности. Он позволяет точно определить своё местоположение относительно сторон горизонта и различных предметов. Но не всегда он есть под рукой, а бывают случаи, когда он бессилен. Учимся на практике ориентироваться на местности по Солнцу, природным признакам и некоторым строениям. 
Сперва мы установили, что может повлиять на сбой в работе компаса. Провели эксперимент: подготовили и настроили компас, определили, где расположен север, поднесли магниты с классной доски. Спокойная ранее стрелка начала хаотично вращаться. Сделали вывод, что даже слабый магнит способен "дезориентировать" точный прибор. Дополнительно узнали, что так же компас может не работать в аномальных зонах (на месте разломов земной коры), непосредственно на Северном и Южном полюсах, рядом с линиями электропередач. 
Но что же делать, когда компаса под рукой нет или он вышел из строя, а ориентироваться на местности необходимо? За ответом отправляемся на школьный двор...
Сперва для чистоты эксперимента с помощью компаса определили, где расположен север. Далее свои наблюдения мы будем сверять с его показаниями.



Нам очень повезло, что один из местных ориентиров находится сразу за школьным забором. Это православная церковь. Бытует мнение, что верхний край наклонной перекладины на  православном кресте купола указывает на север, а нижний на юг. Купол нам прекрасно виден, осталось свериться по компасу. 

 
За все церкви не ручаемся, но убедились, что крест на куполе нашей Свято-Троицкой церкви установлен правильно. 
Отправляемся на поиски природных ориентиров

Сравнительно недавно на территории школы появились валуны



Но уже даже по ним мы можем определить стороны горизонта. Наиболее интенсивно лишайники растут на них с северной стороны. Подкрепляем наблюдение показаниями компаса. 

Отправляемся на поиски старых построек. К всеобщей радости все здания на территории школы обновились на летних каникулах, но вот озадачили нас в рамках наблюдения. Наши находчивые ребята быстро обнаружили техническое сооружение, которого не коснулась рука строителя. Внимательно осматриваем со всех сторон.




Заметили , что мха и лишайника очень много с северной стороны.
Как раз в это время тучи немного рассеялись и позволили нам обнаружить ещё один природный ориентир - Солнце. В Северном полушарии в полдень оно находится всегда точно на юге, а значит тень от всех предметов указывает точно на север. Урок у нас проходил через час после указанного времени, но приблизительное направление севера определить по тени мы смогли. Сравнили с показаниями компаса. 
А вот и наши очередные ориентиры:



Обратили внимание, что мхи и лишайники гуще покрывают стволы деревьев с северной стороны. 
А у берёз с южной стороны кора значительно белее, более гладкая и чистая.




Узнали, что у одинокостоящих деревьев ветви и листья с южной стороны гуще, а с северной стороны после дождя стволы дольше остаются влажными и тёмными. 




ЗАПОМНИТЕ: нельзя точно определить стороны горизонта по одному природному признаку! Свои выводы необходимо проверить на нескольких природных объектах. 

Как проходил наш практикум вы можете посмотреть в видеоролике


Для просмотра видео на мобильном телефоне или планшете 
необходимо переключиться внизу страницы на веб-версию блога

Комментариев нет:

Отправить комментарий