19 дек. 2020 г.

Очередной эксперимент


На факультативном занятии "Мир загадок" мы узнали про три агрегатных состояния вещества: твёрдое, жидкое и газообразное. Очень удивились, узнав, что вода - уникальнейшее вещество, легко переходящее из одного состояния в другое: лёд (снег) - вода - пар (туман) и обратно. 
Обсудили, где в классе мы используем воду: пьём, моем руки, используем на уроках рисования, поливаем цветы, а после нашего ухода проводится влажная уборка класса. А ещё? А ещё вытираем школьную доску!
Вот мы и решили провести маленький эксперимент и выяснить, как мел взаимодействует с водой. 

1. Взяли одноразовые прозрачные стаканчики и наполнили их водой. Каждая пара получила кусочек мела и очень внимательно его изучила. Использовали два вида: один круглый, мягко пишущий на доске, и второй - прямоугольной формы, оставляющий на доске царапины.
Пришли к выводу, что мел - твёрдое вещество. В руках не крошился, не раздавливался, достаточно плотный, но имеет практически незаметные "дырочки-норки"

2. Опустили кусочек мела в стакан с водой. Наблюдали за происходящим



Заметили, что в воде начали появляться пузырьки воздуха. Больше всего их было в тех сосудах, куда поместили мел круглой формы. В стаканчиках с прямоугольным мелом пузырьки появлялись медленно и в меньшем объёме. Пузырьки - вытесняемый жидкостью воздух. 
Пришли к выводу, что в круглом меле воздуха больше, отчего он более рыхлый. Возможно, именно поэтому он гораздо лучше пишет на школьной доске. 

3. Спустя 5 минут снова заглянули в стаканчики
На первом фото мел круглой формы, на втором - прямоугольной. 
Первый образец значительно увеличился в размере, расслоился. Второй образец практически не поменял форму, видимы отделившиеся "крошки", расслоений не замечено. 

4. Извлекли образцы из воды

Образцы круглой формы извлечь было сложно, они разваливались, превратились в кашицу. 
P.S. Может именно поэтому надписи, сделанные мелом на доске, стираются, но доска не становится идеально чистой, а появляются меловые разводы? ;)
С прямоугольными достаточно легко справились, т.к. они хорошо держали форму. 

5. Вернули образцы в стаканчики и размешали с помощью  кисточки для рисования 
В одном из стаканчиков вода оказалась розового цвета. Попытались выяснить причину. Пришли к выводу, что используемая кисточка была плохо вымыта после урока рисования. На будущее учтём ;)

6. Сравнили все результаты


Выяснили, что вода в стаканчиках с образцами круглой формы приобрела мутно-белый цвет, кусочки мела обнаружены не были, они практически расстворились в воде. 
В стаканчиках с прямоугольными образцами вода лишь немного помутнела, в некоторых сосудах кусочки мела развалились на части, но кашицей не стали.

 Пришли к выводу, что круглый мел более мягкий, пористый, за счёт чего  быстрее размягчился в воде. Он же и на доске пишет значительно лучше. 
Образец прямоугольной формы недостаточно размягчился водой из-за своей плотной структуры. На доске пишет плохо, царапает поверхность. Для того, чтобы им было возможно писать, нужно поверхность предварительно смачивать водой. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий