16 сент. 2021 г.

Воздух и его свойства

Порой самые важные и необходимые вещи мы не замечаем и принимаем их как должное. Например, воздух, окружающий нас повсеместно. Мы ведь даже не задумываемся над тем, что если вдруг он исчезнет, то всё живое погибнет за считанные минуты. На уроке человек и мир мы много с ребятами говорили о воздухе и его свойствах. Очень много экспериментировали. Приглашаем и вас в свою лабораторию. 
Начало урока... Ребята пробуют определить его тему, исходя из предметов, появившихся на партах. Версии выдвигались разные: почва, пластик, экономия, экология и другие. 
Сужаю круг предположений и предлагаю рассказать о стаканчике. И тут посыпалось: одноразовый, пластиковый, использованный, прозрачный, маленький, лёгкий, мягкий, хрупкий, сминающийся и т.д. Ещё больше сужаю поиск и предлагаю заглянуть внутрь. И вот долгожданное - ПУСТОЙ. 
Но все ли так считают? Да, единогласно. 



Тогда предлагаю поэкспериментировать. Берём пластиковый стакан большего объёма и наполняем его водой. Осторожно опускаем перевёрнутый маленький пустой стаканчик в воду и наблюдаем. Чувствуется лёгкое сопротивление, вода не может заполнить стакан, потому что что-то не “уступает” своего места воде. Слегка наклоняем стаканчик, не вынимая его из воды: вышел воздушный пузырь, и часть воды устремилась вверх. Сделали вывод, что стаканчик не был пустой, в нём находился воздух. 


Прошу ребят высыпать в стаканчики почву и вновь заглянуть внутрь. Хорошо ли мы видим то, что высыпали? Да! Но ведь мы знаем, что стаканчик наполнен воздухом. Делаем вывод: воздух прозрачен. Он повсюду. Всё, что нам кажется пустым, на самом деле заполнено воздухом. Он проникает во все щели и трещины. 


Попробуем узнать, есть ли он в почве. Наполняем стаканчики с землёй водой.


Наблюдаем





Из почвы начали подниматься пузырьки воздуха. Вывод: воздух есть и в почве. Предполагаем, что он есть и в других телах. 


Но есть ли он в воде? Начинаем эксперимент, требующий некоторого времени для достижения результата. Наполняем стакан водой и ставим на подоконник. Вытесняем все пузырьки воздуха, которые появились на стенках во время набора воды. Оставляем в покое. Будем наблюдать в течение дня.
Продолжаем экспериментировать и пробуем... словить воздух


Ничего у нас не получилось. Он не имеет плотности, его невозможно потрогать. Но решили привести его в движение. Взяли учебники и стали размахивать ими. Лёгкое освежающее дуновение ветерка начало развевать нам волосы. Ребята очень быстро сориентировались, как эту особенность сумел человек "приручить": вентиляторы, фены, выхлопные трубы, а ветрогенераторы вырабатывают электричество. 


Попробовали воздух на вкус и не почувствовали его. Сделали глубокий вдох и не ощутили никакого аромата. Беру антисептик (нам очень хорошо знаком его аромат) и распыляю у доски и возле шкафов. Через несколько секунд запах спиртового раствора распространился по всему классу и стал всеми ощутим (за исключением ребят с насморком). Вспоминаем, где сталкивались со свойством быстрого распространения запахов: ещё по дороге в столовую догадывались о меню, узнавали, что кто-то принёс в класс мандарин или апельсин, весной были в курсе, когда начинается внесение органических удобрений. 

К концу урока в воде на подоконнике начали появляться пузырьки воздуха. Через урок их стало больше, к концу занятий стенки стаканчика стали покрыты мелкими пузырьками воздуха, что доказало, что в воде также есть воздух. 

 



 Для закрепления полученных знаний о воздухе предлагаю посмотреть мультфильм (в мобильном телефоне и на планшете не забываем переходить внизу страницы на веб-версию просмотра блога)


!!! Важно помнить, что только чистый воздух прозрачен и не имеет запаха!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий