18 нояб. 2021 г.

Условия, необходимые для роста и развития растений. Промежуточный результат

Сегодня в расписании урок "человек и мир", а это значит, что пришло время подводить итоги начатого неделю назад эксперимента, делиться результатами домашних наблюдений. 


Первый эксперимент
- В одном стаканчике семена фасоли были обеспечены воздухом, солнечным светом, теплом, но лишены влаги. Изменений не произошло. Делаем вывод, что в сухом виде лучше всего хранить семена до наступления благоприятных погодных условий. Поэтому перед закладкой в зерно- и овощехранилища семенной фонд тщательно просушивается, а также  обрабатывается от повреждения грызунами и  возбудителей болезней. 

- Во втором стаканчике семена лишены воздуха, его вытеснила вода. Ребята отметили, что  уже на второй день со старта эксперимента вода поменяла окраску, приобрела "ржавый" цвет. Предположили, что это произошло из-за коричневой окраски семян фасоли. В понедельник поверхность воды покрылась плёнкой. Во вторник вода приобрела неприятный запах, появился мутный осадок на дне. Слив воду, заметили, что на стенках стакана осталась "ржавая" плёнка, семена имели неприятный тухлый запах, при надавливании они превращались в кашицу, т.е пришли в негодность. Сделали вывод, что отсутствие воздуха и избыток влаги являются неприемлимыми условиями для роста и развития растения.

- В третьем стаканчике семена смочены водой, был обеспечен свободный доступ воздуха, тепла и солнечного света. У одной из трёх фасолин проклюнулся здоровый росток, у второго семени тоже вот-вот появится корешочек, а вот третья фасоль, к сожалению, заплесневела и стала мягкой. Сделали вывод: данные условия - самые благоприятные для образования ростка, однако не достаточны для роста растения, т.к. для его развития необходимы питательные вещества, которые присутствуют в почве. А также пришли к выводу, что не все семена способны дать всходы. Предположили, что на всхожесть влияют такие факторы, как свежесть семенного материала, отсутствие поражения заболеваниями и вредителями, благоприятные условия для развития семян, их полное вызревание, правильность сбора и хранения перед посадкой. 

На прошлом уроке ребятам было предложено поучаствовать в домашнем наблюдении за всхожестью фасоли в условиях холода, используя холодильник и морозильную камеру. Домашнюю кухню в лабораторию превратили вместе со своими родителями Ксения, Прохор, Николь, Алиса, Аня, Дима Труфанов.  
Сегодня на уроке подвели итоги домашнего эксперимента. Ребята предоставили образцы для сравнения своим одноклассникам, поделились своими наблюдениями. 


 


Ни один из "подопытных" образцов не дал всходы. Заметили разницу между фасолью, размещённую в холодильнике и в морозильнике. Не смотря на то, что из холодных условий фасоль была извлечена вчера вечером и бережно перенесена в портфель, у всех "замороженных" образцов ткань была влажной, т.к. в морозильнике вода превратилась в лёд и не смогла высохнуть при минусовой температуре. У некоторых фасолин нарушилась целостность покрова (кожура лопнула или запузырилась), несколько образцов просто незначительно увеличились в размере, на ощупь остались твёрдыми. 
В холодильнике, хоть и достаточно холодно, но сохраняется плюсовая температура, соизмеримая с установившейся в данное время температурой воздуха на улице. Ткань, в которую были завёрнуты смоченные семена, высохла, семена увеличились в размере, при нажатии пружинили (ребята даже сравнили фасолинки с резиновыми игрушками), но всходов тоже не было замечено. 
Сделали вывод: для роста и развития так же необходимо тепло. Перемерзание семян может влиять на всхожесть: либо семена не прорастут, либо  всходы будут слабые, также вполне вероятно, что  растения будут плохо развиваться и в дальнейшем погибнут. 

Второй эксперимент

Один из стаканчиков с посаженной фасолью был накрыт светонепроницаемым цветочным горшком с отверстиями для свободного доступа воздуха.  Свет практически не поступал. Второй стаканчик - контрольный.  Какие изменения произошли за неделю  в данных условиях? Слева - контрольный экземпляр. Нуждается в поливе, т.к. почва пересохла. Справа - "затемнённый" образец. Влага сохранилась, в поливе не нуждается.
Но всходов нет ни в одном стаканчике. Продлим наше наблюдение и продолжим заключение в темнице. Надеемся увидеть всходы. Сделали промежуточный вывод, что для семян в почве нужно гораздо больше времени для появления ростков на поверхности. Возможно именно поэтому наши бабушки и мамы перед посадкой "замачивают" семена для быстрейшего их проращивания. 

БОНУС

Помните наш колеус под именем "Школиус"? Вот как он изменился за неделю после посадки! И даже зацвёл! И пусть цветки у него невзрачные  и едва заметные на фоне яркой необычной листвы, но это значит, что ему у нас очень нравится. А мы очень рады, что у нас появился новый житель - кабинета освежитель. Мы -то помним, что растения очищают воздух. 

Продолжение следует....

Комментариев нет:

Отправить комментарий