17 янв. 2022 г.

Дневник наблюдения "Снежная веточка" (промежуточные результаты кристаллизации соли)

15 декабря 2021 года мы с ребятами в рамках Адвент-календаря начали маленькое волшебство. Вспомнить, как это было, можно ЗДЕСЬ
Прошёл месяц... Нет, мы не забыли про наблюдение, с интересом следили за его ходом, вносили небольшие изменения, исправляли ошибки и, конечно же, всё фиксировали. Но т.к. новостей в декабре у нас было очень много, то выкладывать свои ежедневные наблюдения в блог не стали. А вот сегодня подведём небольшие итоги. Присоединяйтесь...
16 декабря (2-й день наблюдения)

В стаканах с гранатовым и оранжевым красителем появились хлопья. Других изменений не наблюдаем. Принимаем решение снять салфетки. Возможно они препятствуют испарению жидкости. 

17 декабря (день 3-й)
А вот сейчас наблюдение становится более занятным. 

В стаканах с гранатовым и оранжевым красителем "хлопья" распались на мелкие плавающие крупицы. В контрольном образце (без красителя) на дне, поверх нерастворившейся соли, появился тёмный осадок. В стакане с зелёным красителем подобная ситуация, но осадок окрасился в тёмно-зелёный цвет. Соляной раствор в последних двух стаканах прозрачен. 



Сверху (над уровнем  жидкости) образовавшаяся во время старта эксперимента пена кристаллизовалась и стала похожа на морозный узор на окнах. На нитях во всех стаканах, за исключением зелёного, стали более заметны тончайшие ответвляющиеся "ниточки".
Образец с зелёным красителем  отличился от остальных ещё и тем, что на поверхности карандаша, к которому прикреплена нить, появился "снежно-ледяной" налёт с зеленоватым оттенком. Именно этот факт наиболее привлёк внимание ребят. 


20 декабря (6-й день наблюдения)


Процесс кристаллизации становится ещё более заметен по краям стаканов, очевидно, что вода испаряется (появляются соляные круги по краям). На нитях, находящихся над поверхностью солевого раствора во всех образцах, кроме зелёного, образуется соляной нарост, который дети сравнили с бусами. И только на карандаше в стакане с зелёным красителем продолжает увеличиваться солевой налёт, подобный лишайнику на деревьях. В некоторых местах на налёте заметно образование более объёмных солевых крупиц.


В конце учебного дня аккуратно извлекаем нити из стаканов, тщательно перемешиваем оставшуюся соль, т.к. стало понятно, что соль испаряется вместе с водой и оседает на поверхности. Затем также аккуратно возвращаем нити на место, дождавшись, когда вращение воды в стакане полностью остановится. И, судя по наблюдению следующего дня, сделали мы это не напрасно. 

21 декабря (неделя наблюдений)
Солевой налёт поднимается от поверхности жидкости до края стакана. Ребята отметили, что стало похоже, словно стаканы обмакнули в снег, а потом стряхнули. Наиболее интенсивно это заметно в стакане с гранатовым красителем. Обратили внимание ещё на одну особенность: соляной налёт менее интенсивный со стороны окна. Возможно влияет уровень освещённости и (или) разница в температуре. 



На нити над поверхностью соляного раствора в стакане с зелёным красителем также началось образование налёта. На всех карандашах, за исключением контрольного образца, также начали образовываться солевые пятна, но, в отличие от зелёного, соль появляться начала не хаотично, а только на месте соприкосновения карандаша со стаканом.  


Учитывая тот факт, что, перемешав соль на дне, мы ускорили процесс эксперимента, в конце учебного дня вновь повторяем эту процедуру. 

22 декабря (день 8-й)


На поверхности жидкости всех образцов появилась соляная корка, напоминающая лёд, что ещё больше добавило элемент волшебства в наш эксперимент.  Ребята предложили поверх стаканов разместить веточки различных растений.  


24 декабря. Последний день II четверти (10-й день наблюдения)


Стали чётко заметны соляные кристаллы на нитях всех образцов. В контрольном они более крупные, в стакане с гранатовым красителем процесс образования кристаллов менее интенсивен. По-прежнему в образцах с гранатовым и оранжевым красителем заметна взвесь, в остальных образцах соляной раствор прозрачен. Веточки растений так же начали покрываться белым налётом. "Снегом припорошило, " - заметили дети. 

Карандаши, к которым прикреплены нити, продолжают покрываться соляным налётом. Карандаш в контрольном образце так же начал "белеть". На зелёном этот процесс наиболее заметен. Кроме того, именно он приобрёл более насыщенную окраску соляного налёта. В других стаканах с красителем солевой налёт бледный, с лёгким, едва заметным оттенком соответствующего цвета. 

 С такими результатами наблюдения ребята отправляются на каникулы, а я обещаю зафиксировать промежуточный результат накануне Нового года (в середине каникул).




31 декабря (17-й день наблюдения)


"Снежный" налёт стал ещё более интенсивным. Наиболее заметен в образцах с гранатовым и зелёным красителем. Образец без красителя ведёт себя в этом плане "весьма лениво", на  краях стакана слабый налёт. Веточки покрываются "инеем" слабо. 



А вот как выглядят наши нити. Образцы, на которых более мощное солевое образование над поверхностью жидкости, имеют мелкие кристаллы на нити, погружённой в неё (зелёный, гранатовый). 


И наоборот, образцы, на которых менее интенсивное солевое образование над поверхностью жидкости, имеют более крупные кристаллы на нити, погружённой в неё (бесцветный контрольный и оранжевый). 



Стало очень заметно, что уровень жидкости во всех стаканах существенно снизился, уровень плотного солевого налёта сверху нити растёт по мере её испарения. И вот здесь я допустила самую грубую ошибку в нашем наблюдении... Боясь, что к возвращению ребят с каникул вся жидкость испарится, а нить превратится больше в сосульку, нежели в усеянную кристаллами нить, я аккуратно извлекла все нити из раствора, досыпала приблизительно по две столовые ложки соли, чтобы восполнить её запас, добавила воды, тщательно размешала. 
По идее, насыщенность солевого раствора не должна была измениться, т.к. нерастворённой соли на дне осталось достаточно, что свидетельствует о максимальной  её концентрации. Бережно возвращаю нити на свои места.... 
Через полчаса на нитях не оказалось ни одного ранее образовавшегося кристалла. Они все отвалились и упали на дно. Таким образом, моя ошибка отбросила наш эксперимент чуть ли не к его началу. 

Конечно же я признала свою вину и рассказала ребятам по их возвращении об ошибке. На прошлой неделе кристаллизация на нитях в жидкости только началась, "снежный" покров на краях стакана значительно увеличился. Мы удалили веточки растений для лучшего обзора со всех ракурсов. 

Очередное наше фотоподтверждение датируется 
17 января 2022 года (34-й день наблюдения)











Вот такая красота у нас на данный момент. Но на этом наше наблюдение не закончилось. Вода продолжает испаряться, стенки стаканов продолжают обрастать "снежными сугробами". Будем ждать, чем же это всё закончится. 
Нынешняя зима порадовала снегом только в своём начале, а у нас в классе свои "снега", за которыми так интересно наблюдать... 
И да! Мы - настоящие маленькие волшебники!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий