9 дек. 2022 г.

Мнемотехника. Как научить ребёнка запоминать стихи

Мы знаем, что одним лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвёртым, напротив, нужна абсолютная неподвижность и идеальная тишина. Это особенности присущи не только детям, но и взрослым. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Сегодня на уроке белорусского литературного чтения мы с ребятами применяли визуализацию (зрительный метод мнемотехники) при подготовке к заучиванию наизусть стихотворения Я. Коласа «Зима».

Этот метод очень часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна практически всем, так как в начальной школе детям присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребёнка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по столбику для облегчения запоминания. Изображаем блок в виде широкой строки таблицы. Т.к. в каждом столбце стихотворения по 4 строчки, то и строку таблицы разбиваем на 4 равные части и рисуем в каждой образы, возникшие на каждую строку стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать таблицу для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Всё зависит от того, как удобнее ребёнку.

Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришёл в голову. Конечно же, эти картинки сперва придумывались и рисовались совместно, но на последние две строфы дети ассоциации находили сами, самостоятельно выполняли рисунки. Будет просто замечательно, если родители тоже примут участие в процессе и помогут в выборе образа.


После каждого нарисованного блока мы вместе рассказывали стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. С каждым новым блоком повторяли предыдущие и добавляли новый.








Планируем, что к следующему уроку будет воспроизведён рассказ стихотворения детьми наизусть без помощи картинок, только с опорой на воспоминания нарисованных образов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий