14 мар. 2025 г.

Лаборатория открытий. Проект "Самодельный рупор"

 Представьте: вы в лесу, вокруг тишина, только ветер шелестит листьями. Вдруг где-то вдалеке раздаётся крик. Вы вслушиваетесь, но звук едва различим. Что, если бы можно было сделать его громче, чтобы он преодолел километры? Именно такую задачу решали участники нашего факультативного занятия в Лаборатории открытий, где мы погрузились в мир звука и создали собственные рупоры.

Что делать, если ты заблудился в лесу и нужно позвать на помощь? Ребята сразу предложили решение: сложить руки у рта, чтобы звук стал громче. 



Мы начали с простого эксперимента: попробовали крикнуть сначала без рук, а затем сложили их "рупором". Разница была очевидной — звук стал громче и направленнее. Почему так происходит? И как можно использовать этот принцип в реальной жизни? Ответы на эти вопросы мы искали вместе, погрузившись в увлекательный мир звука и истории. Ребята выдвинули свои гипотезы: одни предположили, что руки "собирают" звук, другие — что они не дают ему рассеиваться.

Действительно, рупор работает как усилитель звука. Узкая часть концентрирует звуковые колебания, а стенки не дают им рассеиваться в стороны. Это делает звук мощнее и позволяет ему распространяться на большие расстояния.

О колоссальной пользе рупоров ребята узнали на примере "слухачей" блокадного Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны, когда город был окружён, а вражеские самолёты постоянно угрожали бомбардировками, на помощь пришли необычные люди — слухачи. Это были слепые люди с обострённым слухом, которые могли услышать приближение самолётов задолго до того, как их засекали радары.

С помощью рупоров они "слушали" небо, улавливая малейшие звуки моторов вражеских бомбардировщиков. Их уникальный слух и простое устройство — рупор — помогали спасать тысячи жизней, предупреждая жителей города об опасности. Наглядно ребята убедились, как даже в самых сложных условиях наука и человеческая изобретательность могут стать спасением.




От теории переходим к практике. Самым захватывающим моментом занятия стал мастер-класс по созданию рупоров. Ребята работали с заготовками из ватмана, скручивая и склеивая их в конические формы. Конечно, не всё шло гладко, но результат превзошёл все наши ожидания.








Над созданием максимально возможного рупора из ватмана А1 трудились сообща






Когда рупоры были готовы, мы провели тест: часть детей говорили поочерёдно в рупор, а другие слушали на расстоянии. Результаты превзошли ожидания — звук стал громче и чётче! А в большой рупор можно было даже шептать.








Сменили локацию



Вспомнили, что рупор можно использовать и для "подслушивания"








Перешли к экспериментам на открытой местности, продемонстрировав работу рупоров одноклассникам








Этот эксперимент не только доказал эффективность рупора, но и вызвал восторг у всех участников. Занятие завершилось бурным обсуждением, где ещё можно использовать рупоры. Ребята предложили массу идей: от общения в походах до организации игр на свежем воздухе.

Ждём вас на следующих занятиях в Лаборатории открытий, где мы будем продолжать исследовать мир вокруг нас!


Комментариев нет:

Отправить комментарий