22 нояб. 2024 г.

Лаборатория открытий. Капиллярный эффект Опыт 1. "Цветная капуста"


 Сегодня в классе мы провели захватывающий эксперимент под названием "Цветная капуста", и это было настоящее научное приключение!


Так как опыт требует больше времени, чем одно факультативное занятие, мы решили начать его сразу после первого урока, перед физкультурой. Заодно все учащиеся класса, а не только наши юные учёные, смогли стать свидетелями этого завораживающего процесса.

Для эксперимента нам понадобились пластиковые стаканы с водой, пищевые красители (важное замечание: гуашь и акварель не подходят – проверено с предыдущими моими учениками), и пекинская капуста. 

Мы добавили красители в воду, тщательно размешали и поместили листья пекинской капусты в стаканы. 




Один лист мы разрезали у основания на две части и поместили в два разных стакана с разными красителями. Зафиксировали старт эксперимента.  

Попробовали предположить, что произойдёт после нашего возвращения в класс. Версии были разные, но близки к истине, что меня весьма порадовало.


Первые изменения стали заметны уже после физкультуры. Особенно впечатлил раздвоенный лист.  Вы только посмотрите на первые эмоции!




В остальных стаканчиках процесс идёт значительно медленнее. Ну что ж, мы запасаемся терпением и ждём. Шло время и уроки, а эксперимент продолжался. Время от времени мы наблюдали за изменениями, но учёбе это не мешало.



Уроки подошли к концу



Наши ребята так увлеклись опытом, что предложили продлить эксперимент до понедельника
(дополнено 25.11.2024)







Самые парадоксальные результаты получились в стаканах с фиолетовым и синим красителями - листья приобрели зелёный оттенок, хотя в спаренном стакане был чётко выраженный синий цвет у половины листа.

 Если вам интересно узнать больше о ходе эксперимента, промежуточных результатах и наших выводах, обязательно посмотрите видео! (Для просмотра на мобильном телефоне или планшете необходимо переключиться внизу страницы на веб-версию блога)

Наш эксперимент показал, что пекинская капуста действительно способна впитывать красители из воды, что приводит к изменению окраски её листьев. Особенно интересно было наблюдать за раздельно окрашенными половинками одного листа – это наглядно продемонстрировало, как красители распространяются через сосудистую систему растения.

Основные наблюдения

  • Скорость изменений: первые изменения стали заметны уже в течение нескольких часов.
  • Эффективность красителей: пищевые жидкие красители оказались эффективными для достижения четкой окраски листьев, однако стоит учитывать наш неудачный предыдущий опыт с использованием гуаши, если пожелаете повторить наблюдение в домашней лаборатории.
  • Особенности раздвоенного листа: раздвоенный лист наиболее ярко продемонстрировал процесс впитывания и распространения красителей, таким образом работники цветочной сферы добиваются окрашивания цветка в несколько разных цветов, получая экзотический вид.

Наш эксперимент наглядно продемонстрировал действие капиллярного эффекта - процесса, когда жидкость поднимается по тонким каналам внутри растения, как будто сама по себе. Представьте, что это похоже на то, как вода впитывается в губку или как сок течет через соломинку. Благодаря этому эффекту красители поднимались по листьям капусты и меняли их цвет! Именно таким образом растения получают питание из почвы.

Этот опыт не только подтвердил наши гипотезы, но и пробудил в нас ещё больший интерес к исследованиям и наблюдениям. Ребята предложили продлить эксперимент, что также говорит о высоком уровне их вовлеченности и любознательности.

Этот опыт не только привнёс в наш класс немного магии, но и научил нас быть внимательными наблюдателями и настоящими исследователями.

P.S. О нашем неудачном первом эксперименте с предыдущим моим классом можно узнать ЗДЕСЬ. Ранее мы пытались окрасить белые хризантемы разведённой в воде гуашью.
Повторную удачную попытку осветили ЗДЕСЬ (использовали порошковые пищевые красители).

Комментариев нет:

Отправить комментарий