22 нояб. 2024 г.

Лаборатория открытий. Капиллярный эффект Опыт 2. Шагающая вода

 

Приглашаем в нашу Лабораторию открытий  на очередной опыт "Шагающая вода"

Началось всё с интригующих вопросов для ребят: "Умеет ли вода шагать? Сможет ли она переместиться из одного места в другое, не замочив ничего вокруг?" Мнения сошлись на том, что это невозможно. Но ведь у нас есть способы это проверить!


Так как опыт требует чуть больше времени, чем длится учебное занятие, мы решили начать проводить его параллельно с уже текущим наблюдением "Цветная капуста".
Наполнили три стакана водой и добавили в них 
красный, синий и жёлтый красители - основные цвета палитры.


Ребята расставили пустые стаканы между полными, создав круг


Из бумажных полотенец свернули трубочки и сделали импровизированные мостики, соединяющие полный стакан с пустым, замкнув круг




Сразу же заметили, как вода начала подниматься из полных стаканов по мостикам



Вновь к нам заглянули любимые пятиклашечки


На предыдущей переменке они видели начало опыта с пекинской капустой. Удивились, что и второй опыт мы делаем сегодня, хотя с ними когда-то эти эксперименты мы проводили с разницей в год. Высказали сожаление, что во время их учёбы в этом классе такого факультатива не было, но рады, что очень много мы опытов всё равно проводили, а несколько человек продолжают экспериментировать дома до сих пор. Идеи подсматривают у нас в блоге и в интернете. 
 Через пять минут после начала наблюдений в пустых стаканах появились первые капли воды сразу с двух сторон. Вода действительно начала "шагать"!


К началу очередного урока дно пустых стаканов покрылось водой, но уже составных цветов. Мы в очередной раз убедились, что при смешивании красного и жёлтого получается оранжевый, синий и жёлтый создают зелёный, а вот с красным и синим возникли споры, так как вода была очень тёмного, почти чёрного цвета. 






Вскоре вода не просто пошла, а практически "побежала"



На весь эксперимент нам понадобилось 48 минут. В конце наблюдения мы открыли тайну "чёрной" воды... Кажется, получился сложный фиолетово-коричневый цвет



Предлагаем посмотреть видео нашего наблюдения (для корректного отображения на мобильном телефоне или планшете необходимо переключиться на веб-версию блога)


Эксперимент стал настоящим открытием для учащихся. Ребята увидели наглядно, как капиллярный эффект позволяет воде перемещаться из одного стакана в другой. Это стало захватывающим продолжением нашего научного дня. 

Капиллярный эффект, который мы наблюдали в эксперименте "Шагающая вода", используется в повседневной жизни и природе. Вот лишь несколько примеров:

  • Цветы в вазе. Когда мы ставим свежесрезанные цветы в вазу с водой, они "пьют" воду благодаря капиллярному эффекту. Это помогает цветам дольше оставаться свежими и красивыми.
  • Полив комнатных растений. Если вам нужно уехать на долгое время, вы можете использовать капиллярный эффект для полива комнатных растений. Для этого можно создать подобную конструкцию с трубочками, чтобы растения получали воду из ёмкости, даже когда вас нет дома.
  • Полотенца и губки. Когда мы вытираем руки полотенцем или убираем пролитую жидкость губкой, они впитывают воду благодаря капиллярному эффекту, как в нашем эксперименте с бумажными полотенцами.
  • Маркеры и фломастеры. Чернила в маркерах и фломастерах поднимаются по наконечнику благодаря капиллярному эффекту, что позволяет нам писать и рисовать.

Эти примеры показывают, как капиллярный эффект помогает нам в повседневной жизни, а также в природе, обеспечивая растениям необходимую влагу. 

P.S. О том, как проводили этот эксперимент под названием "Радужный хоровод" с нынешними пятиклассниками почти 4 года назад можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Будем рады, если поделитесь своими домашними экспериментами. Кстати, в данном опыте можно использовать обычную краску гуашь. 

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий