8 нояб. 2024 г.

Лаборатория открытий. Изучаем поверхностное натяжение воды. Часть 3. Опыт "Стакан с монетами"

В завершение занятия мы провели ещё один удивительный опыт, который наглядно показывает силу поверхностного натяжения.

 Для этого нам понадобились: стакан с водой, монетки и тарелка либо салфетка


Сперва мы налили стакан воды до краёв. Затем, держа монетки ребром, осторожно опускали их одну за другой в центр стакана, стараясь не касаться пальцами воды.




 Периодически ребята приседали, чтобы их глаза оказались на уровне краёв стакана, и наблюдали за происходящим. Постепенно на поверхности воды начала формироваться пленка, и вода медленно поднималась над краями стакана, как будто бы стакан был волшебным!


Всё это время сила поверхностного натяжения удерживала воду над краями стакана. Но в какой-то момент очередная монета заставила воду вытечь, так как объем монеток стал достаточным, чтобы вода перелилась через край.




Для просмотра видео на мобильном телефоне или планшете необходимо переключиться внизу страницы на веб-версию блога

Итог этого опыта таков: поверхностное натяжение — удивительное свойство воды, которое позволяет ей удерживаться на грани перелива. Это наглядно показывает, как молекулы воды взаимодействуют друг с другом и создают невидимую плёнку.

В повседневной жизни дети часто сталкиваются с поверхностным натяжением. Например, когда они видят водомерок, скользящих по поверхности пруда, или замечают, как капелька воды держится на листике или паутинке. Даже мыльные пузыри, которые они надувают, держат форму благодаря поверхностному натяжению. Так что теперь каждый раз, когда они увидят что-то подобное, то смогут понять, какая сила стоит за этими удивительными явлениями! 

Советы для проведения дома:
- если смазать края стакана жиром или пластилином, эффект будет ещё сильнее, потому что края стакана будут хуже смачиваться;
- используйте холодную воду, поскольку её поверхностное натяжение выше, чем у горячей. 

Для объяснения этого опыта детям можно использовать небольшой полиэтиленовый пакет, заполненный кубиками из конструктора. Кубики — это капельки воды, а пакет — это та самая плёнка, которая образуется на поверхности воды. Добавляем в пакет всё больше кубиков, и он растягивается, но не лопается. Так же, как и на поверхности воды, тонкая плёнка из молекул удерживала воду в стакане. Наконец, когда добавим ещё несколько кубиков, полиэтилен лопнет, как и наша натянутая водяная плёнка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий