Второй год наши юные исследователи открывают для себя удивительные законы природы. Вспомнив опыт с пекинской капустой и «шагающей водой», мы решили пойти дальше в изучении капиллярного эффекта и взглянуть на знакомое явление под новым углом.
На факультативе решено поработать одновременно с двумя наблюдениями
Наблюдение первое: «Как далеко убежит вода?»
Мы немного изменили классический эксперимент. Вместо того, чтобы просто повторить прошлогодний опыт предыдущей группы юных учёных по созданию составных цветов из основных, мы задались вопросом: как далеко сможет «убежать» вода по бумажному мостику из стакана?
Вода у нас будет только в одном первом стакане
А вы заметили причудливый рисунок, который создаёт краситель при погружении?
Создаём мостики
Мы понимали, что это будет долгосрочное наблюдение, которое может занять несколько дней. Запасаемся терпением и продолжаем работу над изучением наблюдаемого явления.
Изучение инструмента
Прежде, чем начать второй опыт, мы решили изучить наш главный инструмент — бумажное полотенце. Рассмотрев его на свет и разорвав, мы увидели хаотичное переплетение волокон.
Именно по этим микроскопическим каналам, как по системе тоннелей, и устремилась вода. Наша гипотеза была на лицо!
Наблюдение второе: «Растущая радуга»
Ребята нарисовали фломастерами и маркерами внизу полоски бумажного полотенца разноцветные квадратики.
И… почти у всех моментально цветные столбики ринулись вверх, смешиваясь и создавая потрясающие переходы! В классе стоял возглас восторга.
Однако Маша и Кирилл были расстроены: их рисунки отталкивали воду, словно были под защитной пленкой.
Но наука учит нас не только быть сторонними наблюдателями, но выявлять и решать возникающие проблемы. Мы тут же начали расследование и выдвинули предположение: виной всему спиртовые маркеры для скетчинга, которые, видимо, и создавали водоотталкивающий слой. Ведь только Маша и Кирилл ими пользовались. Настя предложила воспользоваться своими маркерами...
... и о чудо! После создания нового рисунка радуга у Маши и Кирилла
тоже уверенно устремилась к вершине.
Мы сделали ещё один важный вывод: свойства материалов напрямую влияют на ход эксперимента
А "радуги" всё ещё не могли отпустить внимание ребят...
Вернувшись к нашему первому опыту, мы увидели, что вода не просто начала свой «побег», а успешно добралась до второго стакана и уже прокладывала путь в третий, окрашивая мостики в причудливые сине-фиолетовые узоры.
Поскольку занятие было последним в расписании уроков, ребята, переполненные эмоциями, попросили запечатлеть результаты своих открытий на телефоны, чтобы поделиться наблюдениями с друзьями. Что же, делиться научными открытиями — это прекрасно!
Обсуждая итоги, мы с ребятами пришли к выводу, что капиллярный эффект — не просто лабораторный фокус, а наш верный помощник:
- вытираем пролитую воду тем же бумажным полотенцем или тряпкой;
- макаем кончик чайного пакетика в чашку, и весь пакетик наполняется горячей водой;
- растения «пьют» — корни впитывают влагу из почвы, и она поднимается по тончайшим капиллярам-сосудам в стебле и листьях;
- промокаем чернила на свежей записи — чтобы они не размазались.
Вот так, играя, мы не просто повторили старые опыты, а сделали их глубже, открыли новые грани и убедились, что наука — это живой и увлекательный процесс, который окружает нас каждый день.
Только во вторник мы закончили своё почти трёхнедельное наблюдение, а уже сегодня мы начали очередные долгосрочные проекты.
Подписывайтесь на наш блог, следите за новостями, открывайте мир вместе с нами!
Комментариев нет:
Отправить комментарий