13 нояб. 2025 г.

Лаборатория открытий. Продолжаем знакомство с капиллярным эффектом

Второй год наши юные исследователи открывают для себя удивительные законы природы. Вспомнив опыт с пекинской капустой и «шагающей водой», мы решили пойти дальше в изучении капиллярного эффекта и взглянуть на знакомое явление под новым углом.



На факультативе решено поработать одновременно с двумя наблюдениями

Наблюдение первое: «Как далеко убежит вода?»

Мы немного изменили классический эксперимент. Вместо того, чтобы просто повторить прошлогодний опыт предыдущей группы юных учёных по созданию составных цветов из основных, мы задались вопросом: как далеко сможет «убежать» вода по бумажному мостику из стакана? 

Вода у нас будет только в одном первом стакане


А чтобы наблюдение проще было проводить, решено окрасить воду


А вы заметили причудливый рисунок, который создаёт краситель при погружении?

Создаём мостики


Т.к. мостики не доставали до дна стаканов (а это нам принципиально важно), то решено их удлинить, сложив по два в один




Едва опустив полотенце в воду, мы стали свидетелями магии: мостик начал окрашиваться, но не равномерно! Сперва проявился отчетливый голубой цвет, и лишь потом его догнал фиолетовый. Это стало маленьким сопутствующим открытием — разные пигменты в красителе двигаются с разной скоростью!
Тут же мы заметили, что уровень воды в стакане-доноре начал заметно снижаться. Чтобы зафиксировать это, мы сразу же отметили его уровень фломастером на стенке стакана. Наука любит точность!


Мы понимали, что это будет долгосрочное наблюдение, которое может занять несколько дней. Запасаемся терпением и продолжаем работу над изучением наблюдаемого явления.

Изучение инструмента

Прежде, чем начать второй опыт, мы решили изучить наш главный инструмент — бумажное полотенце. Рассмотрев его на свет и разорвав, мы увидели хаотичное переплетение волокон. 


Именно по этим микроскопическим каналам, как по системе тоннелей, и устремилась вода. Наша гипотеза была на лицо!

Наблюдение второе: «Растущая радуга»

Ребята нарисовали фломастерами и маркерами внизу полоски бумажного полотенца разноцветные квадратики.




... а затем с помощью пипетки нанесли на этот край воду




И… почти у всех моментально цветные столбики ринулись вверх, смешиваясь и создавая потрясающие переходы! В классе стоял возглас восторга.


Однако Маша и Кирилл были расстроены: их рисунки отталкивали воду, словно были под защитной пленкой. 

Но наука учит нас не только быть сторонними наблюдателями, но выявлять и решать возникающие проблемы.  Мы тут же начали расследование и выдвинули предположение: виной всему спиртовые маркеры для скетчинга, которые, видимо, и создавали водоотталкивающий слой. Ведь только Маша и Кирилл ими пользовались. Настя предложила воспользоваться своими маркерами...

... и о чудо! После создания нового рисунка радуга у Маши и Кирилла 
тоже уверенно устремилась к вершине. 



Мы сделали  ещё один важный вывод: свойства материалов напрямую влияют на ход эксперимента

Настя обратила внимание на то, что даже на листке бумаги, использованном в качестве подложки под бумажное полотенце с целью защиты парты от пропечатывания маркерами, в местах, где случайно упали капли воды, расплылись цветные кляксы. Случайность так же продемонстрировала капиллярный эффект. Дети в шутку сделали неожиданный вывод: рыдать над тетрадью чревато кляксами вместо домашнего задания. 
А "радуги" всё ещё не могли отпустить внимание ребят...


Вернувшись к нашему первому опыту, мы увидели, что вода не просто начала свой «побег», а успешно добралась до второго стакана и уже прокладывала путь в третий, окрашивая мостики в причудливые сине-фиолетовые узоры.



Поскольку занятие было последним в расписании уроков, ребята, переполненные эмоциями, попросили запечатлеть результаты своих открытий на телефоны, чтобы поделиться наблюдениями с друзьями. Что же, делиться научными открытиями — это прекрасно!




Радуги ребята забрали домой. Кристина же оставила свою в классе, чтобы на следующий день подвести итог. Как знать, возможно мы сделаем очередное открытие?

Обсуждая итоги, мы с ребятами пришли к выводу, что капиллярный эффект — не просто лабораторный фокус, а наш верный помощник:

  • вытираем пролитую воду тем же бумажным полотенцем или тряпкой;
  • макаем кончик чайного пакетика в чашку, и весь пакетик наполняется горячей водой;
  • растения «пьют» — корни впитывают влагу из почвы, и она поднимается по тончайшим капиллярам-сосудам в стебле и листьях;
  • промокаем чернила на свежей записи — чтобы они не размазались.

Вот так, играя, мы не просто повторили старые опыты, а сделали их глубже, открыли новые грани и убедились, что наука — это живой и увлекательный процесс, который окружает нас каждый день.
Только во вторник мы закончили своё почти трёхнедельное наблюдение, а уже сегодня мы начали очередные долгосрочные проекты.

Подписывайтесь на наш блог, следите за новостями, открывайте мир вместе с нами!

Комментариев нет:

Отправить комментарий